Radical — это мексиканская драма, написанная и срежиссированная Кристофером Залой (Christopher Zala). Фильм основан на статье журнала Wired за 2013 год под названием «Радикальный способ освобождения поколения гениев», написанной Джошуа Дэвисом (Joshua Davis). Премьера фильма состоялась 19 января прошлого года на фестивале Sundance, где он получил награду Festival Favorite Award, а в октябре вышел в широкий прокат. Действие разворачивается в приграничном мексиканском городе, где дети страдают от безнадзорности, коррупции и насилия. История рассказывает о разочарованном учителе, который пробует радикально новый метод, чтобы пробудить интерес своих учеников, раскрыть их потенциал и, возможно, даже их гениальность.
Дети умнее, чем думает большинство людей, и хороший учитель это знает. Этот фильм, основанный на реальной истории, рассказывает именно о таком учителе. Это человек, который верит, что его ученики, списанные образовательной системой и обществом как безнадежные дети, обреченные на жизнь в бедности, не просто выучат то, что он должен преподать, — он надеется, что они захотят узнать больше, чем предусмотрено учебной программой или стандартизированными тестами.
Радость фильма Radical заключается в наблюдении за этим процессом. Это происходит вопреки кажущимся непреодолимыми препятствиям: скептически настроенной администрации школы и чиновникам, которые заботятся только о хороших результатах тестов и привыкли наполнять свои карманы средствами, предназначенными для школ. Как будто этого недостаточно, на фоне — бедность и насилие, которые притягивают этих детей, как гравитация. Один из учеников, который мечтает попасть в местную банду или видит это как единственный выход, сам проводит это сравнение.
Режиссер понимает силу этого процесса, как в контексте достижений учителя, так и в плане драматургии фильма. История убедительна не только потому, что мы знакомимся с учителем и несколькими его учениками на личном уровне, но и благодаря тому, как режиссер фокусируется на врожденной любознательности детей и их желании исследовать теории и идеи. Это фильм об обучении, который передает сам процесс обучения простым, ясным и вдохновляющим образом.
Роль учителя Серхио исполняет Эухенио Дербес (Eugenio Derbez), который, возможно, сейчас самый популярный актер в Мексике с карьерой, распространившейся на США. Он наиболее известен как комедийный актер и добился большого коммерческого успеха в этом жанре. Хотя в последнее время он расширил свой диапазон драматическими ролями, его главная роль здесь становится настоящим открытием. Этот человек — не клоун, который случайно стал учителем. Он использует юмор как одно из многих инструментов в своем преподавании, но вся его сущность посвящена тому, чтобы этот класс учеников не повторил судьбу других, которых он знал, — потерянных из-за системных неудач и социальных проблем.
В первый день в новой школе Серхио перевернул все столы и парты в классе, предложив ученикам представить, что мебель — это спасательные лодки, а пол — океан. Это должно было быть уроком математики, но в последующие дни, когда он пытался объяснить, как дети, оставшиеся без лодки, похожи на остальных в математической задаче, ученики больше интересовались тем, как работает плавучесть. Вместо того чтобы заставлять их вернуться к первоначальной цели урока, учитель поощрял их размышлять над новыми вопросами и исследовать возможные ответы. Большая часть истории вращается вокруг такого интеллектуального исследования — дети выдвигают гипотезы о том, почему одни предметы плавают лучше других, или понимают концепцию плотности, пытаясь выяснить, у кого ее больше — у Серхио или у директора школы Чучо.
Директор школы поначалу кажется очевидным антагонистом, но вскоре он принимает методы нового учителя, видя, что они работают, и у него возникает искренняя связь с Серхио, основанная на общих ценностях образования. На протяжении фильма мы знакомимся с жизнью нескольких учеников. Среди них — Палома, девочка, которая живет рядом с мусорной свалкой с больным отцом и мечтает стать астронавтом. Есть Нико, мальчик, который движется к жизни в банде, но понимает, что может достичь большего, и Лупе, которая помогает воспитывать младших братьев и сестер и обнаруживает, что ей нравится размышлять о больших вопросах жизни и морали.
Эти внешние обстоятельства и силы подвергают процесс Серхио и его оптимизм серьезному испытанию. Если в последней трети фильма Radical переходит к более мелодраматичному подходу, то он, в некотором смысле, заслуживает этого. Режиссер делает процесс обучения и этих персонажей с их повседневной борьбой реальными и жизненными — и в этом он полностью преуспевает.
Моя итоговая оценка: 8/10