Когда свет гаснет: как фильм “Снова наступит рассвет” заставляет нас задуматься о жизни, потере и любви

Рецензии

Девушка Уна гуляет по набережной океана с парнем Диди и напоминает ему, что стоит бросить свою девушку, чтобы наконец свободно встречаться с ней. Они оба завороженно смотрят на солнце, садящееся за горизонт. На следующее утро Уна узнает о страшной аварии в исландском тоннеле. Десятки погибших, и среди них — тот самый парень, с которым она провела предыдущий вечер. Остаток летнего дня девушка проведет и в одиночестве, и в компании друзей, и даже вместе с девушкой Диди Кларой, чтобы эмоционально прожить потерю на полную.

“Снова наступит рассвет” — это фестивальное кино, но достаточно простое и понятное для зрителей по всему миру. Наверное, поэтому оно имеет и спрос, и, в конечном итоге, успех у аудитории. Режиссер и сценарист Рунар Рунарссон набил руку на драмах “Вулкан” и “Воробьи”, которые исследовали природу человеческого одиночества и взросления. На этот раз Рунар углубился в личное и попытался показать свою потерю глазами молодой исландки. На фоне роскошных пейзажей, залитых светом, он изображает внутренний конфликт Уны не только через слезы, но и через разговоры с друзьями.

Один из самых выразительных эпизодов — это встреча с отцом, который критикует Уну за курение сигарет, а она выплескивает на него свою агрессию, мол, как можно спрашивать о сигаретах, когда погиб ее парень. Из-за трагедии в стране объявляют траур, и поэтому Уне еще сложнее принять смерть Диди и до конца прожить летний день с высоко поднятой головой.

Почему этот фильм на 100% скандинавский (тематически)?

“Снова наступит рассвет” — это копродукция между Исландией, Хорватией, Францией и Нидерландами. Однако, когда мы говорим о Скандинавии, то имеем в виду Данию, Норвегию и Швецию. Иногда сюда также добавляют Финляндию, Аландские и Фарерские острова — и, в конечном счете, Исландию. Исландский кинематограф всегда стоял немного в стороне от остальных более крупных стран, ведь и население небольшое, и климат не позволяет снимать много и долго.

Рунар Рунарссон, кажется, один из немногих авторов, кому удалось прорваться в мир кинофестивалей. И, вероятно, это произошло потому, что он снимает на понятные темы и с посланиями, близкими более широкому кругу зрителей.

Композитором “Снова наступит рассвет” стал Йохан Йоханссон — исландец, который написал музыку к “Пленницам”, “Секретному досье” и “Прибытию” Дени Вильнёва, а также поработал с Дарреном Аронофски над фильмом “Мама!”. Поэтому в фильме чувствуется мощь духовых инструментов и ощущение бесконечной тоски, которую не могут объять исландские просторы.

Рунарссон использует минималистичные способы изображения действительности, и, кроме вспышки в тоннеле, здесь ничто не может травмировать зрителей масштабом. Режиссер достаточно детально и скрупулезно движется с камерой за Уной, документируя каждый ее шаг, эмоцию, выражение лица. Порой кажется, что вместо игрового кино смотришь документальное. И это тоже сильный прием, заимствованный из документалистики, который в случае “Снова наступит рассвет” достигается зернистостью 16-миллиметровой пленки.

Кроме минимализма, Рунарссон предлагает познать мир фильма через исследование экзистенциальных тем жизни и смерти, что часто присуще скандинавскому кино. Но делает это невербально. Его герои мало говорят, тесно взаимодействуют с природой, а также много общаются на откровенные темы. В частности, через диалоги зрители быстро узнают, что Уна — пансексуалка, но из-за слухов ее считали лесбиянкой.

В “Снова наступит рассвет” режиссер работает именно с женским переживанием и добавляет в сюжет девушку Диди Клару, но не для того, чтобы отражать эмоции горя и страданий главной героини. Клара тоже переживает смерть Диди по-своему, и в потере общего (если не возлюбленного, то) друга они находят прощение довольно неочевидным способом. Но воздержимся здесь от спойлеров до финала.

А что делает это кино не скандинавским?

Все же принадлежность фильма к конкретной территории или даже совокупности стран делает его хоть и универсальнее, но менее национальным. Несмотря на связь героев с природой, их одиночество и минимализм, которые говорят о том, что это скандинавское кино, “Снова наступит рассвет” можно рассматривать и в другом контексте.

Например, сравнить его с фильмами о потере “Манчестер у моря” с Кейси Аффлеком или “Голубым Валентином” с Райаном Гослингом. Эти ленты исследуют гибель близкого человека через эмоциональные качели главных героев, но одновременно показывают потерю как кинематографическое достижение, которое не успело испортиться под банальностью серийных мелодрам. Рунарссон тоже пытается балансировать, чтобы не уйти в вульгарность, и медленным темпом наращивает ощущение потери не только в героях, но и в зрителях. У него еще и задача со звездочкой, ведь аудитория видела Диди буквально несколько минут в начале фильма, и в таких случаях сложно проникнуться персонажем.

Скандинавское кино во многом затрагивает национальный фольклор, тему депрессии в изолированном мире и даже заходит на территорию нуара, ведь прохладный климат этому способствует. Но “Снова наступит рассвет” — это больше про ощущение увлеченности жизнью, его многообразием, что все же не похоже на скандинавов. В трагедии главные герои находят собственный смысл бытия, заново открывают свой потенциал, можно даже добавить, что влюбляются.

Оцените статью
Список фильмов и сериалов: лучшие подборки для ценителей кино | filmhunt.ru
Добавить комментарий