Уильям Шекспир и кино: 10 экранизаций известных пьес драматурга, которые стоит посмотреть

Уильям Шекспир и кино: 10 экранизаций известных пьес драматурга, которые стоит посмотреть Фильмы

Пьесы Уильяма Шекспира сосредотачиваются на универсальных человеческих переживаниях: любви, власти, предательстве, амбициях и трагедии. Все эти темы продолжают резонировать с современной аудиторией, что подтверждается значительным количеством современных фильмов, основанных на шекспировских сюжетах. На протяжении десятилетий кинематографисты обращались к нарративам Шекспира, адаптируя его произведения для экрана самыми разнообразными способами — от традиционных версий до феминистской перспективы и переосмысления в контексте нацистской Германии.

Охота за фильмами рассказывает о 10 фильмах, основанных на пьесах Шекспира.

“Сон в летнюю ночь” (1999), реж. Майкл Хоффман

Экранизация одноименной пьесы Шекспира, действие которой происходит в Тоскане в конце XIX века. В фильме переплетаются четыре сюжетные линии: романтические отношения четырех молодых влюбленных, споры между волшебным королем Обероном (Руперт Эверетт) и королевой Титанией (Мишель Пфайфер), комические выходки группы любителей-актеров, репетирующих пьесу, и магические проделки Пука (Стэнли Туччи) — безалаберного слуги Оберона.

Влюбленные оказываются в чародейном лесу, где чары заставляют их хаотично влюбляться и расставаться. С помощью серии магических уловок королева Титания влюбляется в человека, превращенного в осла.

Фильм сохраняет оригинальные диалоги Шекспира, а история дополняется великолепными, романтизированными итальянскими декорациями. Костюмы, визуальные эффекты и музыкальное сопровождение создают сказочную атмосферу, погружая зрителей в причудливую, романтическую и комедийную историю.

“Отелло” (1995), реж. Оливер Паркер

Эта экранизация трагедии Шекспира переносит зрителей в XVI век и рассказывает об Отелло — мавританском генерале венецианской армии, который бежит с Дездемоной — благородной женщиной. Поддавшись манипуляциям своего завистливого подчиненного Яго, Отелло одержим ревностью и убежден, что Дездемона изменяет ему с лейтенантом Кассио.

Коварные планы Яго приводят к трагическому падению Отелло, кульминацией которого становится убийство Дездемоны и гибель самого Отелло.

Фильм также использует оригинальный язык Шекспира, передавая его напряженно и реалистично. Преобладает темная визуальная атмосфера, подчеркивающая темы предательства, страсти и расизма. “Отелло” — одна из самых известных пьес Шекспира. Экранизация подчеркивает расовую динамику и психологические манипуляции, что делает ее темы актуальными и сегодня.

“Макбет” (2015), реж. Джастин Курзель

Действие фильма разворачивается в средневековой Шотландии, где верный воин Макбет (Майкл Фассбендер) встречает трех ведьм, которые разжигают его амбиции стать королем. Поддавшись манипуляциям своей жены — леди Макбет (Марион Котийяр) — он убивает короля Дункана и восходит на трон.

Охваченный паранойей и чувством вины, Макбет становится тираном, совершая все новые и новые убийства, чтобы обеспечить свое правление. Кульминацией истории становится его падение, когда он терпит поражение в битве с Макдуфом, и главным претендентом на трон становится Малькольм — сын короля Дункана.

Одной из ярчайших черт этой экранизации “Макбета” является операторская работа. Фильм сочетает насыщенную и приглушенную цветовую палитру, где преобладают оттенки серого, коричневого и красного, что отражает мрачность сюжета.

Как и в большинстве экранизаций, “Макбет” сохраняет значительную часть оригинального текста Шекспира, но представляет его более реалистично, сочетая натурализм с театральностью. Фильм балансирует медленное развитие сюжета с эпическими сценами битв, что делает “Макбета” зрелищной и насыщенной адаптацией.

“Король Лир” (2018), реж. Ричард Айр

Стареющий король Лир (Энтони Хопкинс) решает разделить свое королевство между тремя дочерьми — Гонерильей (Эмма Томпсон), Реганой (Эмили Уотсон) и Корделерией (Флоренс Пью) — на основе их заявлений о любви к нему. Когда хитрые Гонерилья и Регана льстят ему лживыми дифирамбами, младшая и самая честная Корделерия отказывается прибегать к пустым лести и остается без наследства.

Доверие Лира к Гонерилье и Регане приводит к его падению, поскольку они предают его и лишают власти.

События этой адаптации происходят в альтернативной реальности современной Англии, где Лир представлен как правящий генерал. Это осовременивание придает сюжету Шекспира актуальность, сохраняя оригинальные диалоги из пьесы. При этом текст оригинальной пьесы был сокращен, чтобы сделать адаптацию более динамичной и кинематографичной.

“Офелия” (2018), реж. Клер Маккартни

“Офелия” — необычная адаптация Шекспира, так как фильм объединяет различных персонажей и побочные сюжеты из разных произведений автора. Тем не менее, это переосмысление “Гамлета” с точки зрения Офелии, демонстрирующее классическую трагедию с феминистской перспективы.

Фильм рассказывает об Офелии (Дейзи Ридли) — решительной молодой женщине и фрейлине королевы Гертруды (Наоми Уоттс). Офелия влюбляется в принца Гамлета (Джордж МакКей), но их роман затемняют политические и семейные интриги, которые приводят к трагедии.

Фильм переосмысливает ключевые события “Гамлета”, представляя Офелию более активной и независимой героиней. В отличие от финала пьесы, в фильме Офелия инсценирует свою смерть, чтобы бежать от коррумпированного королевского двора.

“Трагедия Макбета” (2021), реж. Джоэл Коэн

Подобно предыдущим экранизациям “Макбета”, “Трагедия Макбета” практически не отклоняется от оригинального сюжета Шекспира. В фильме также присутствуют три ведьмы с пророчеством, коварная леди Макбет и темы паранойи и одержимости. Однако “Трагедия Макбета” выделяется своим визуальным стилем.

Фильм использует монохромную эстетику в стиле экспрессионизма, напоминающую классические нуарные фильмы или работы в стиле немецкого экспрессионизма. Резкое освещение, игра теней и геометрические декорации создают сюрреалистическую и жуткую атмосферу, идеально подчеркивающую темы оригинальной пьесы.

Дензел Вашингтон и Фрэнсис Макдорманд воплощают своих персонажей — Макбета и леди Макбет соответственно — как героев в зрелом возрасте, что интересно подчеркивает влияние амбиций и вины на героев.

“Много шума из ничего” (1993), реж. Кеннет Брана

В солнечной итальянской вилле разворачиваются два параллельных романтических сюжета. Бенедикт и Беатриче ведут остроумные словесные перепалки, казалось бы, не имеющие ничего общего с любовью, в то время как Клавдио влюбляется в Геро, и между ними развивается горячий роман.

Когда злодей Дон Жон решает разрушить отношения Клавдио и Геро, обвинив Геро в измене, начинается хаос. В конечном итоге любовь побеждает, истина раскрывается, и обе пары находят счастье.

События адаптации происходят в Тоскане, где солнечные пейзажи и костюмы в стиле Возрождения добавляют истории легкости и комедийного тона.

Кеннет Брана и Эмма Томпсон наделяют персонажей Бенедикта и Беатриче харизмой и острым юмором, что точно передает юмор и глубину их героев.

“Ромео + Джульетта” (1996), реж. Баз Лурман

Современный пересказ классической трагедии Уильяма Шекспира о любви и соперничестве, действие которого происходит в современном городе Верона-Бич.

Ромео Монтекки (Леонардо ДиКаприо) и Джульетта Капулетти (Клэр Дейнс) — наследники двух враждующих семей, встречаются на роскошной вечеринке и влюбляются. Их запретный роман процветает на фоне соперничества двух кланов, что приводит к цепочке недоразумений и жестоких событий.

Режиссер Баз Лурманн использует динамический монтаж, яркие цвета и современный саундтрек, что делает сюжет фильма ближе к современному зрителю. Например, Верона-Бич становится шумным городским пейзажем, наполненным неоновыми огнями, быстрыми автомобилями и уличным насилием.

Вместо мечей в фильме используются пистолеты (которые называются “Рапиры”), а семьи Монтекки и Капулетти отличаются своими цветовыми костюмами и стилями, подчеркивающими их родовое соперничество.

Трон в крови (1957), реж. Акира Куросава

“Трон в крови” — это японская адаптация шекспировского “Макбета”, которая переносит зрителей в феодальную Японию и сочетает классическую историю с элементами театра но и самурайской культуры.

Генерал Васидзо и его боевой товарищ Мики после победоносного сражения встречают в Паутинном лесу таинственного духа. Дух предсказывает, что Васидзо станет хозяином замка Паутины, но трон унаследуют потомки Мики. Под влиянием амбиций и манипулятивной жены Асадзи, Васидзо убивает своего господина и захватывает власть.

Паранойя поглощает его, и правление Васидзо превращается в предательство, безумие и окончательную смерть под градом стрел от его собственных людей.

Фильм переосмысливает “Макбета” в контексте феодальной Японии, заменяя шотландский двор самурайским замком и используя кодекс японских воинов для объяснения действий персонажей. Режиссер Акира Куросава опирается на театр но, что проявляется в стилизованной игре актеров, минималистичных диалогах и жутком, маскообразном выражении лица леди Асадзи (леди Макбет).

Вместо трех ведьм появляется один загадочный лесной дух, который произносит таинственные пророчества, а густой туманный лес символизирует неизбежный приговор судьбы.

Ричард III (1995), реж. Ричард Лонкрейн

Современная интерпретация пьесы Шекспира “Ричард III”, действие которой происходит в альтернативной Англии 1930-х годов, в период политической нестабильности и фашизма.

Сюжет рассказывает о Ричарде (Иэн Маккеллен), герцоге Глостере, который плетет интриги и манипулирует, чтобы проложить себе путь к английскому престолу. Он начинает с организации убийства своего брата, короля Эдуарда IV, и продолжает свое жестокое восхождение, устраняя всех, кто стоит на его пути, включая племянников и бывших союзников.

С помощью своих беспощадных приспешников Ричард завоевывает корону, но вскоре сталкивается с последствиями своего кровавого правления.

В отличие от оригинальной пьесы, события которой происходят в средневековой Англии, в фильме действие разворачивается в 1930-х годах во времена фашистского режима, а Ричард изображен как диктатор, напоминающий Гитлера или Муссолини. Это изменение создает современный контекст, благодаря которому безжалостная тяга Ричарда к власти остается актуальной для политического ландшафта XX века.

Оцените статью
Список фильмов и сериалов: лучшие подборки для ценителей кино | filmhunt.ru
Добавить комментарий