Ребята, любой детектив или триллер без крутого злодея — это как суп без соли: вроде есть, а вкуса нет. Без достойного мерзавца и болеть за героев не тянет. Но иногда Голливуд выкатывает таких психов, что они затмевают не только героев, но и весь фильм. Вот мы и решили собрать десятку самых легендарных, безумных и жестоких маньяков. И не важно, садисты они, холодные расчётливые уроды или просто больные на голову. Кстати, недавно в кинотеатрах вышел мрачный триллер Longlegs, где Николас Кейдж сыграл такого отморозка, что о нём ещё долго будут говорить. И да, в наш топ он бы влетел без вопросов, хотя конкуренция тут просто адская.
- “Из ада” (реж. Аллен и Альберт Хьюз, 2001)
- “Преследователь” (На Хон-джин, 2008)
- “Забавные игры” (Михаэль Ханеке, 1997)
- “Парфюмер: История одного убийцы” (Том Тыквер, 2006)
- “Американский психопат” (Мэри Хэррон, 2000)
- “Ночь охотника” (Чарльз Лотон, 1955)
- “Генри: Портрет серийного убийцы” (Джон МакНотон, 1986)
- “Семь” (Дэвид Финчер, 1995)
- “Психо” (Альфред Хичкок, 1960)
- “Молчание ягнят” (Джонатан Демме, 1991)
“Из ада” (реж. Аллен и Альберт Хьюз, 2001)

Джек Потрошитель — это реальный чувак, который в конце 19 века кошмарил Лондон и прикончил пятерых девушек. Его так и не поймали, и до сих пор никто не знает, был ли это один маньяк или целая шайка из Уайтчепела. Отсюда и куча теорий, одна безумнее другой. Джек стал почти мифом, как Зодиак, и гадать, кто он такой, можно до бесконечности. Моя любимая версия, кстати, — что это был наследник престола тех времён.
В фильме “Из ада” взяли одну из самых адекватных теорий, и братья Хьюз за штурвалом камеры не подкачали. Викторианская Англия могла бы быть ещё грязнее и мрачнее, но за Джонни Деппа в роли детектива Абберлайна — жирный плюс. Он такой слегка странный, но прикольный — хочется, чтобы он раскрутил это дело до конца. Эх, скучаю по тем временам, когда Депп снимался в Сонной лощине и Из ада, а не выпендривался лишний раз.
Факт для тусы в баре: Про Джека Потрошителя сняли больше десятка фильмов. А я вам тихонько порекомендую телевизионный вариант 1988 года с Майклом Кейном и Льюисом “Боди” Коллинзом — он как-то подзабыт, но зря.
“Преследователь” (На Хон-джин, 2008)

Чжон-хо — бывший коп, который на пенсии переквалифицировался в сутенёры. Ким-Ми Джин — его “девочка”, которая пропала, и это его бесит, потому что не первая уже из его “команды”. Бедняга теряет бабки. А вот Е Ён-мин — это убийца, импотентный садист и псих с молотком, который, конечно же, виноват в пропаже девчонок. Вроде бы всё просто: герой, злодей, жертва. Но забудьте про стандартный детектив с чокнутым маньяком, раскаявшимся сутенёром и пленницей. Не буду спойлерить, но через полчаса фильм уходит в такую сторону, что после моей короткой зарисовки вы точно не догадаетесь, куда всё катится.
Мы в Южной Корее, ребята, а тут любят закручивать всё через безумные совпадения и несправедливость, которая порой бесит больше, чем судьбы героев. Этот жёсткий и временами просто лютый стиль зайдёт не всем. Да, можно вспомнить Семь Финчера — тоже не сказочка на ночь. Но если там мы следим за парочкой нормальных копов, которые хоть что-то соображают, то тут полиция — сборище тупых козлов (как и во многих корейских фильмах). А бывший коп, а ныне сутенёр, который идёт по следу маньяка, конечно, меняется к лучшему, но болеем мы за него только потому, что его враг — ещё больший отморозок. Короче, если готовы к азиатской жести и депрессии, после которой спать не захочется — вперёд. Не обещаю, что будете в восторге, но напряжение до мурашек гарантирую.
Факт для тусы в баре: Режиссёр На Хон-джин вдохновлялся реальным маньяком, который в 2003–2004 годах замочил 21 человека в Корее и получил смертный приговор. Надеюсь, вдохновение было очень условным, а местные копы всё-таки не такие лохи.
“Забавные игры” (Михаэль Ханеке, 1997)

Вообще, всё дело в веселье. Мы с ребятами долго спорили (ну, обменялись тремя сообщениями), включать ли Забавные игры Ханеке в этот топ. Но решили оставить, и, по-моему, правильно. Этот фильм — странный зверь: с одной стороны, он идеально вписывается в тему, с другой — выбивается из всех рамок. Есть ли тут маньяки? Да. Это хоррор? По эмоциям — точно, спать после него не тянет. Но если вы ждёте глубокий разбор психики убийц с выводом вроде “О, его в детстве папа бил, вот он и режет всех подряд” — мимо. Ханеке играет по другим правилам.
Он будто берёт нашу тягу копаться в злодеях и насилии и тычет нам этим в лицо через своих пустых, но жутких персонажей. Ломает четвёртую стену, мутит бесконечные жестокие сцены и спрашивает: “Зачем ты это смотришь?” Насилие тут — как шоу для скуки, и после него хочется переключить канал. Сам Ханеке говорил: если его фильм станет хитом, значит, его не поняли. Так что мотивы героев искать бесполезно. Лучше подумайте, почему мы сами каждый день пялимся на Дахмеров и Брейвиков и что это с нами делает.
Факт для тусы в баре: Ханеке хотел снимать в Голливуде с американскими актёрами, чтобы ткнуть носом в их любовь к насилию в медиа. Но денег не хватило, пришлось лепить в Австрии. Ремейк 2007 года он снял уже в Штатах, чтобы достучаться до большего числа людей.
“Парфюмер: История одного убийцы” (Том Тыквер, 2006)

Жан-Батист Гренуй (Бен Уишоу — просто топ) помешан на запахах. Его чуйка — как у собаки, только круче: он различает даже самые тонкие ароматы. Но эта страсть быстро превращается в больную одержимость, и “идти по трупам” для этого чувака — не просто слова. Его путь к идеальному аромату — это такой трип, что финал на площади заставляет удивляться: как это вообще пропустили? Но спасибо, что Голливуд со своими детскими рейтингами сюда не сунулся — это чисто европейская штука за 60 лямов.
Тыкверу — респект. То ли вонючий рыбный рынок, то ли мастерская парфюмера с Дастином Хоффманом — ты почти забываешь, какого психа смотришь. Режиссёр играет с тобой: вот тебе красивая девушка (Рэйчел Херд-Вуд и Каролин Херфурт — огонь), а через секунду — мерзость с разделкой кожи. Финал — чистый шок. И слава богу, что в 2006-м не было 4DX-кинотеатров с их вонючими брызгами — некоторые вещи лучше не нюхать.
Факт для тусы в баре: Тыквер так заморочился на съёмках, что его прозвали “повелителем грязи”. В Барселоне снимали с 750 статистами, а рыбы вывалили две с половиной тонны — вонь разнесло на 6 километров!
“Американский психопат” (Мэри Хэррон, 2000)

Кристиан Бэйл, который играл и Бэтмена, и Бэйтмена (Patrick Bateman, если что), — это не просто совпадение. Говорят, Нолан так впечатлился, как Бэйл днём прикидывается нормальным, а ночью творит дичь, что сразу взял его на роль Брюса Уэйна. Правда, на этом сходство кончается.
Патрик Бэйтман — типичный волк с Уолл-стрит из 80-х, один из тех “хозяев вселенной”, что думают, будто им всё можно. Он одержим собой: своим телом, шмотками, дорогущими кремами. Часами любуется на себя в зеркале, с идеальной укладкой и плеером шляется по офису, сравнивая свои костюмы и визитки с чужими. Он и его дружки — такие одинаковые, что их вечно путают. Единственное, чем можно выделиться, — это дизайн визитки (и это в фильме ещё играет роль, не только для прикола). Убивает он, чтобы хоть что-то почувствовать. И чтобы проверить, как далеко зайдёт. Ему пофиг, кого и как — хоть бездомного, хоть проститутку, лишь бы никто не спохватился.
Благодаря Бэйтману родилась куча мемов и образ “сигма-самца” — одинокого волка, который не альфа, но крут по-своему. Для целой толпы парней он стал иконой: саморазвитие, тренировки, ненависть к бабам — привет, фанаты Эндрю Тейта и NoFap. Так что Бэйтман — не просто псих, а культурный феномен.
Факт для тусы в баре: Роль Бэйтмана чуть не ушёл Леонардо ДиКаприо — студия считала Бэйла не слишком известным. Агенты многих актёров отговаривали от роли, но у Лео был свой резон: после Титаника его фанатки-тинки могли бы не пережить такого шока.
“Ночь охотника” (Чарльз Лотон, 1955)

Ночь охотника подарила нам одного из самых мерзких убийц в истории кино. Роберт Митчем до этого играл суровых мужиков, но тут он выдал такого монстра, что мурашки гарантированы. Его герой, Пауэлл, — маньяк, который случайно узнаёт про спрятанные бабки от ограбления банка и решает их забрать. Ждёте мясорубку? Не дождётесь — тут всё тоньше. Хотя на счету у Пауэлла уже больше двадцати трупов, его жуткость не в кровавых разборках.
Он прикидывается священником, и вот в чём фишка: этот гад умеет втереться в доверие. Шарм, улыбочка, доброта — мамашки влюбляются, детишки ему верят. Сначала даже хочется за него поболеть — такой он обаятельный. Но чем дальше, тем яснее: под этой маской — холодный социопат, готовый на всё. Пауэлл — расчётливая тварь, и именно это делает Ночь охотника одним из лучших нуаров того времени.
Факт для тусы в баре: Режиссёр Чарльз Лотон — сам актёр, снимал мало, и это его второй (и последний) фильм. Он хотел играть Пауэлла, но студия сказала: “Нужен кто-то покруче”, чтобы бабки на съёмки дали.
“Генри: Портрет серийного убийцы” (Джон МакНотон, 1986)

Один из самых спорных и неприятных фильмов. Главный герой — Генри (Майкл Рукер на высоте), и если вы за него болеете, то вам к доктору. Этот псих режет людей просто так. Почему? Сам не знает. То ли мамка виновата (которую он то ли зарезал, то ли застрелил, то ли забил — сам путается), то ли ему просто нравится. Он циник: знает, что копы не будут рыться в делах проституток или мелких барыг, и пользуется этим.
Генри пугает тем, что его действия — чистый хаос. Он не планирует, не выбирает жертв, не наслаждается процессом. Убийство для него — как вынести мусор: рутина. И это делает его нечеловечески жутким. Хорошо, что авторы не лезут ему в голову — там, похоже, и смотреть не на что.
Факт для тусы в баре: Генри списан с реального маньяка Генри Ли Лукаса. Тот клялся, что замочил 600 человек — по одному в неделю.
“Семь” (Дэвид Финчер, 1995)

Если бы этот вечный мрачный триллер Финчера обошёлся без своего культового финала и закончился стандартно — погоней и пулей в лоб маньяку, — никто бы не возмутился. Семь и без того мощный: город, где вечно дождь, мусор на улицах, два отчаявшихся копа и псих, который мочит людей по списку смертных грехов. Атмосфера такая тяжёлая, что уже этого хватило бы для классики. Но Финчер и сценарист Эндрю Кевин Уокер решили зайти дальше.
Герои и зрители весь фильм в тупике: кто убивает, зачем, где искать? А потом появляется Кевин Спейси в роли Джона Доу и говорит: “Я ваш парень”. И вот тут начинается нервяк. Ты уже знаешь, что хэппи-энда не будет, а Доу — это не просто псих, а садист, который всё держит под контролем. И финал, где он побеждает, — это такой удар, на который у Голливуда редко хватает смелости.
Факт для тусы в баре: Спейси настоял, чтобы его имени не было в начальных титрах. Иначе зрители сразу бы поняли, кто убийца, а он появляется только в последней трети.
“Психо” (Альфред Хичкок, 1960)

Писать про шедевр Хичкока в сто пятидесятый раз — та ещё работёнка, но без Нормана Бейтса (Энтони Перкинс, он же папа режиссёра Longlegs) никак. Тогда не было трейлеров, которые всё спойлерят, и никто не ожидал, что скромный маменькин сынок из мотеля окажется маньяком. А уж встреча с блондинкой (Джанет Ли, кто ж ещё) закончится для неё так плохо.
Если вы только начинаете копаться в кино и Психо для вас — просто старый чёрно-белый фильм с заезженной сценой в душе, дайте Хичкоку шанс. Он был гением напряжения: умел затащить зрителя в шок и ужас так, что тот и пикнуть не успевал. И до сих пор его трюки копируют все, кому не лень.
Факт для тусы в баре: Джанет Ли в 1984-м сказала: “Я больше не принимаю душ, только ванну. А если ванны нет, проверяю, закрыты ли окна и двери”. Съёмки с Хичкоком явно оставили след.
“Молчание ягнят” (Джонатан Демме, 1991)

Всего 16 минут экранного времени — и Энтони Хопкинс в роли доктора Лектера забрал Оскар и вписался в историю. Да, Молчание ягнят — это в первую очередь про кадетку Клариссу Старлинг, которая ловит маньяка Буффало Билла. Но все помнят именно каннибала-психа из подвала. Гениальный, обаятельный и при этом жуткий — Лектер хочет ваши печёнки с луком, и это не шутка.
Он играет с Клариссой и с нами: то подскажет что-то важное, то заставит сомневаться, кто тут настоящий монстр. Особенно когда сосед по камере кидается в неё всяким, а Лектер вдруг кажется чуть ли не хорошим парнем. Демме гениально показал: страшнее кровавого психа — умный мужик, который улыбается, чтобы подобраться поближе. А потом — бах, и ты видишь, почему его все боятся.
Факт для тусы в баре: Джоди Фостер избегала Хопкинса на съёмках — реально его боялась. А в последний день он подсел к ней за обедом и сказал, что тоже её побаивался.
Вот вам и топчик! Теперь бегом в кино на Longlegs — и пишите в комменты, достоин ли Кейдж места в этом списке.