Я рад, что почти все коллеги предложили помощь с этой статьей и вместе со мной составили список из десяти потрясающих фильмов, появившихся в 2000 году. Кстати, этот год не был таким выдающимся, как упомянутый 1999-й с «Матрицей», «Бойцовским клубом» и другими шедеврами, но мы все равно отобрали для вас очень достойные картины. Добавлю лишь, что я отказался от какого-либо ранжирования фильмов от худшего к лучшему. Также я не сортирую их по дате премьеры (некоторые из них в России вообще не выходили в официальный прокат). Просто перечисляю картины по своему внутреннему чутью, и не ищите в этом глубокого смысла. Поехали!
Гладиатор

- Бюджет: 103 миллиона долларов
- Мировые сборы: 460,6 миллиона долларов
- Отличительная черта: Рассел Кроу на пике формы
- Короткое воспоминание автора статьи: Бессмертный шедевр, который стоит посмотреть даже в расширенной версии.
- Факт для разговора в баре: Помните популярное приветствие римлян «Strength and Honor» («Сила и честь»), которое Максимус произнес перед битвой в начале фильма? Это была импровизация Рассела Кроу, придуманная прямо в день съемок. Ридли Скотт переписал сценарий, чтобы включить эту фразу. Нет, серьезно, в реальности легионеры так не приветствовали друг друга.
Этот фильм ознаменовал кратковременное возрождение жанра эпичных и дорогих «сандаловых» фильмов, который в то время Голливуд немного подзабыл. Пусть исторически картина далека от правды, но зрелищный путь бывшего генерала римских легионов к мести до сих пор работает на ура. Лично мне почти трехчасовая специальная версия нравится даже больше, чем кинематографическая. Жаль, что «Гладиатор» не вышел на пару лет позже — я бы с удовольствием посмотрел Максимуса в каком-нибудь мультиплексе.
Большой куш

- Бюджет: 10 миллионов долларов
- Мировые сборы: 83,6 миллиона долларов
- Отличительная черта: Брэд Питт играет цыгана, и его речь не разобрать
- Короткое воспоминание от автора статьи: Я не фанат Гая Ричи, но «Большой куш» — это для меня классика эпохи VHS.
- Факт для разговора в баре: Трудно поверить, но продюсер Мэттью Вон якобы предлагал роль гангстерского босса Брика Топа Шону Коннери. Он даже организовал для него частный показ фильма «Карты, деньги, два ствола». После просмотра Коннери сказал, что фильм ему понравился, но, к сожалению, студия вряд ли сможет его себе позволить. В итоге роль досталась отличному Алану Форду.
После «Карт, денег, двух стволов» Гай Ричи был многообещающим новичком, а после «Большого куша» окончательно стал восходящей режиссерской звездой. Этот британский мастер не только доказал, что успех его дебютной гангстерской картины не был случайностью, но и прекрасно справился с большим бюджетом, известными актерами и одной голливудской звездой. В «Большом куше» Ричи вырос как режиссер, отточил свой дикий стиль и подарил зрителям уверенную, а главное, невероятно увлекательную поездку. Его фирменный монтаж, море сценарных и режиссерских идей, отличный саундтрек и, конечно, грязная атмосфера британской гангстерки сделали этот фильм культовым. «Большой куш» — стильный и мощный аттракцион, который не устарел ни на год и стал квинтэссенцией таланта Ричи и всех его характерных черт.
Крадущийся тигр, затаившийся дракон

- Бюджет: 17 миллионов долларов
- Мировые сборы: 213,5 миллиона долларов
- Отличительная черта: Полеты в воздухе и бег по воде
- Факт для разговора в баре: «Мечта о Китае, которого, вероятно, никогда не существовало» — так режиссер Энг Ли описал «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» западным журналистам. Кстати, съемки этого сложного фильма так вымотали его, что он снова начал курить.
Трогательная драма из почти забытого жанра, где мастера боевых искусств парят в воздухе и проживают тяжелые судьбы, вознесла Энга Ли на вершину «Оскара». Один из самых коммерчески успешных китайских фильмов, который, как ни странно, мало кого заинтересовал в материковом Китае из-за языковых барьеров (кантонские актеры плохо говорили на мандаринском) и ряда прозападных влияний. Но за сухими цифрами скрывается фантастически судьбоносная романтика Ли Му Бая (Чоу Юнь-Фат) и Шу Лянь (Мишель Йео), а также необузданная юность загадочной Джен, которая по какой-то причине охотится за легендарным мечом «Зеленая судьба». В этом эпосе Энга Ли боевые сцены — лишь приправа, но Юэнь Ву-Пин сумел придать им грацию старых времен, создав нечто уникальное. Чжан Имоу пытался возродить этот некогда величественный поджанр в «Герое» и «Клане летающих кинжалов», но ни один из них не приблизился к интенсивности «Крадущегося тигра, затаившегося дракона».
Траффик

- Бюджет: 48 миллионов долларов
- Мировые сборы: 207,5 миллиона долларов
- Отличительная черта: Гениальный взгляд Содерберга за кулисы войны с наркокартелями
- Короткое воспоминание от автора статьи: «Нарко» — хороший сериал, но настоящий шедевр о наркотиках снял Стивен Содерберг в 2000 году.
- Факт для разговора в баре: Харрисон Форд был в шаге от роли Роберта Уэйкфилда. Согласно данным IMDb, он встречался с Содербергом и работал над персонажем. Однако в итоге отказался, и роль досталась Майклу Дугласу. Кстати, Дуглас изначально был в списке кандидатов, но сначала его не устраивал сценарий. После доработки он согласился — и, кажется, не пожалел.
2000 год стал для Стивена Содерберга переломным, а если прибавить к этому «Друзей Оушена» следующего года, он оказался на пике карьеры. Пока юридическая драма «Эрин Брокович» принесла «Оскар» Джулии Робертс, «Траффик» подарил награду самому Содербергу и Бенисио дель Торо. И это абсолютно заслуженно. Для меня даже спустя 25 лет «Траффик» остается самым сложным и режиссерски зрелым фильмом Содерберга. Он с невероятной точностью рассматривает проблему наркотиков с разных сторон, успевая переключаться между жанрами. Местами смотреть действительно тяжело. Все истории захватывающие, грязные, жесткие и актерски безупречные. Сценарий порой слишком прямолинеен, но это не портит сильного впечатления от этой изматывающей поездки даже спустя годы. Идеальный представитель мозаичных фильмов и, наряду с «Сукой-любовью» того же года, один из самых мощных образцов этого жанра.
Королевская битва

- Бюджет: 4,5 миллиона долларов
- Мировые сборы: 30,6 миллиона долларов (из них 28,9 — из Японии)
- Отличительная черта: Убийственная школьная реформа
- Факт для разговора в баре: После 2006 года Голливуд якобы планировал ремейк. За этим стоял продюсер Рой Ли, который каким-то загадочным образом получил права на японскую классику. Позже, когда его спросили, почему проект не состоялся, он ответил, что после «Голодных игр» зрители восприняли бы это как копию популярного блокбастера. Не знаю, как вам, но мне американская версия этой бескомпромиссной японской картины точно не нужна.
Гениальное японское зрелище о бойне невинных, которое заткнет за пояс всех фанатов «Голодных игр». Заброшенный остров, непокорные школьники и экскурсия, которая на деле оказывается смертельной игрой с случайно выданным оружием — от кастрюли до гранат. Японцы — жестокая нация, и в их дистопическом будущем случайные девятиклассники проводят первый день каникул, сражаясь за жизнь. Последний выживший получает назад свою жизнь и в качестве бонуса — опыт выживания. Такеши Китано в роли классного руководителя с самого начала делает все максимально жестоким и шокирующим. Экранизация культовой книги не стесняется в выражениях и полагается на выверенный визуал, пульсирующий саундтрек и харизматичный каст школьников, где крутые парни нередко получают от тех, кого годами унижали. Но «Королевская битва» — не дешевый слэшер: школьная элита всегда лучше всех бунтует, и взрослые еще пожалеют, что связались с этими дикими подростками. Если вам повезло увидеть этот фильм в нужном возрасте, он даже спустя годы остается настоящим — простите за слово — отвалом башки. Даже сиквел, где молодежь объявляет войну всему Японии, выглядит достойно, хотя из-за больших амбиций и масштаба не достигает интенсивности и прямолинейности оригинала. Этот фильм стоило бы регулярно показывать авторам государственных экзаменов.
Неуязвимый

- Бюджет: 75 миллионов долларов
- Мировые сборы: 248,1 миллиона долларов
- Отличительная черта: Шьямалан никогда не был лучше
- Короткое воспоминание от автора статьи: После трагичного «Стекла» гениальность «Неуязвимого» должен признать каждый, верно?
- Факт для разговора в баре: Сразу несколько интересных деталей: Шьямалан снимал свой, возможно, лучший фильм так же, как Стивен Спилберг снимал «Инопланетянина» — в той же хронологической последовательности, что и события картины. Это один из любимых фильмов Квентина Тарантино. И напоследок: с бюджетом в 75 миллионов долларов «Неуязвимый», которому уже 25 лет, стоил втрое дороже, чем его сиквелы «Сплит» и «Стекло» вместе взятые.
Не подозревая об этом (и кто знает, осознавал ли он вообще что-либо), М. Найт Шьямалан создал «Неуязвимым» свой собственный комиксовый мир, качество которого с каждым следующим фильмом снижалось. Но это не умаляет того, что «Неуязвимый» показал Брюса Уиллиса в новой роли, а в сочетании с незабываемой музыкой Джеймса Ньютона Ховарда подарил стареющей звезде боевиков несколько культовых сцен. Шьямалан мастерски использовал комиксовые клише, перенеся их в обыденный мир и создав настолько глубокий и значимый посыл, что весь киновселенной Marvel рядом с ним кажется мелочью вроде пивного пинг-понга с Пэрис Хилтон и Ким Кардашьян. Почти фанатичное внимание к деталям, цветам и ракурсам камеры лишь подчеркивает гениальность и вневременность этого фильма.
Реквием по мечте

- Бюджет: 4,5 миллиона долларов
- Мировые сборы: 7,4 миллиона долларов
- Отличительная черта: Беспомощность и безнадежность
- Короткое воспоминание от автора статьи: Один из самых тревожных фильмов всех времен. Наверное, я не единственный, кто не хочет пересматривать его снова, верно?
- Факт для разговора в баре: Джаред Лето тщательно готовился к роли Гарри. Он сбросил 11 килограммов, а перед съемками общался с наркозависимыми в Бруклине. Однако, по его словам, запрещенные вещества с ними он не употреблял.
Даррен Аронофски — режиссер, который явно получает садистское удовольствие от того, что его фильмы зрителям тяжело смотреть. Но «Реквием по мечте» — это действительно испытание. История четырех героев, все глубже погружающихся в ад своих зависимостей, вызывает почти физический дискомфорт. Аронофски не боится показывать дно и то, на что человек идет — иногда даже добровольно, — чтобы получить очередную дозу. Он не отводит взгляд, демонстрируя все ужасы без компромиссов, зная, что для многих это станет незабываемым опытом. И так оно и есть. Если показать этот фильм подросткам в нужном возрасте, они до конца жизни будут обходить стороной все, что связано с наркотиками, а их вечеринки с алкоголем ограничатся парой легких пив. Джаред Лето, Дженнифер Коннелли, Марлон Уайанс и Эллен Берстин страдают перед камерой, и зритель страдает вместе с ними. Здесь же впервые прозвучала ныне легендарная композиция Lux Aeterna.
Билли Эллиот

- Бюджет: 5 миллионов долларов
- Мировые сборы: 109,3 миллиона долларов
- Отличительная черта: Балет — это круто
- Факт для разговора в баре: Джейми Белл, сыгравший главную роль, в детстве вынужденно занимался балетом, и одноклассники смеялись над ним из-за этого. Я разделяю эту детскую боль, только мне не хватило той катарсической развязки, как у Джейми в фильме…
До выпускного я принципиально не плакал ни над одним фильмом. Либо я был недостаточно зрелым, чтобы дать волю эмоциям при просмотре картин, которые этого заслуживали, либо специально избегал фильмов с такими амбициями. Помню только две картины, которые меня растрогали. Первой был «Чужой», которого я «случайно» посмотрел в 9 лет, а второй — «Билли Эллиот» (большой должок, Карл). Больше, чем история мальчика из бедной семьи, которому вместо бокса нравится балет, меня тронула фигура отца. Этот гордый шахтер борется с долгом участвовать в забастовке против непреклонного правительства Маргарет Тэтчер и необходимостью дать младшему сыну шанс, которого у него самого никогда не было. Меня разорвала его реакция на первый танец Билли, вынужденный поход сурового отца на работу, радость от успешных вступительных экзаменов сына и другие моменты (простите, но у вас было 25 лет, чтобы это посмотреть). А еще есть слишком личные причины, из-за которых я просто обожаю «Билли Эллиота».
Люди Икс

- Бюджет: 75 миллионов долларов
- Мировые сборы: 296,3 миллиона долларов
- Отличительная черта: Начало комиксовой революции в кино
- Короткое воспоминание от автора статьи: Я так сильно любил начало серьезной комиксовой эры, что однажды даже купил комикс по этому фильму!
- Факт для разговора в баре: Хью Джекман в одном из интервью признался, что, получив роль Росомахи, начал изучать поведение волков, чтобы вжиться в персонажа. Лишь позже режиссер Брайан Сингер объяснил ему, что Росомаха — это не волк, а росомак. Я очень люблю Джекмана и отказываюсь верить, что он мог быть таким глупцом.
Один из первых комиксовых фильмов, показавший, какими будут блокбастеры начала XXI века. «Люди Икс» удивили своей приземленностью, взрослостью и отличным повествованием. Они не боялись тем, от которых комиксовый жанр долгое время держался подальше. Это были не классические супергерои вроде Бэтмена или Супермена, а сомневающиеся, часто напуганные персонажи, которые боялись мира, а мир боялся их. Даже злодеи здесь выглядели сложнее, и их мотивы были понятны. Брайан Сингер благодаря уверенным и зрелым «Людям Икс» запустил комиксовую лихорадку, показав, что этот жанр можно воспринимать не только как парад спецэффектов и шутливых героев в плащах. Диалоги Патрика Стюарта и Иэна Маккеллена не надоедают, а фанаты кино навсегда благодарны фильму за то, что он представил миру Хью Джекмана. Малоизвестный австралиец получил роль после травмы Дугрея Скотта, но сегодня мы не можем представить Росомаху в исполнении кого-то другого.
Мементо

- Бюджет: 9 миллионов долларов
- Мировые сборы: 39,7 миллиона долларов
- Отличительная черта: Нолан правит всеми
- Факт для разговора в баре: Изначально планировалось, что финальные титры будет сопровождать знаменитая песня Paranoid Android от Radiohead. Но в то время Radiohead были «дорогой» группой, и, чтобы не превысить скромный бюджет в 9 миллионов долларов (Нолан гордится тем, что всегда укладывается в сроки и бюджет), песня Тома Йорка в итоге не вошла в фильм.
После успешных проб в большом кино через короткометражки и триллер «Слежка» Кристофер Нолан ворвался в Голливуд с размахом. «Мементо» даже спустя 25 лет остается высшей школой кинематографии с любой точки зрения. Вскоре после выхода фильма психологи начали предлагать интерпретации проблем с памятью главного героя. Через год после «Бойцовского клуба» мы получили еще одного ненадежного рассказчика, который два часа ломал наши ожидания и затягивал ничего не подозревающего зрителя в тщательно продуманную игру. Точная структура повествования держит в напряжении до самого конца, хотя к этому моменту мы уже знаем все ключевые детали. И все же финальное слияние черно-белого и цветного изображения остается сокрушительным моментом, полностью раскрывающим трагизм несчастного героя. «Мементо» уже около 15 лет входит в мой топ-10 любимых фильмов всех времен — и причин для этого не становится меньше, скорее наоборот.
На этом все на сегодня. Напишите в комментариях, какой из перечисленных фильмов вам больше всего запомнился и какой вы пересмотрите в ближайшее время. Спасибо за вашу поддержку!