С самого начала кинематографа режиссеры полагались на резкий контраст и простоту монохромных изображений для повествования своих историй.
Первые фильмы были черно-белыми, что явилось следствием ограничений ранних кинотехнологий, но с их развитием пришла эра цветного кино. Однако черно-белые фильмы продолжали существовать, предлагая уникальный визуальный язык, усиливающий темы и эмоциональное влияние фильмов.
В этом материале “Охота за фильмами” рассказывает о десяти знаковых черно-белых фильмах — пяти классических и пяти современных — от первых лет кинематографа до современных работ.
- Черно-белая классика кино
- Метрополис (1927) – Реж. Фриц Ланг
- Касабланка (1942) – реж. Майкл Кертис
- Сансет бульвар (1950) – реж. Билли Уайлдер
- 12 разгневанных мужчин (1957) реж. Сидни Люмет
- Психо (1960) реж. Альфред Гичкок
- Современные черно-белые фильмы
- Плезантвиль (1998) реж. Гэри Росс
- Список Шиндлера (1993) реж. Стивен Спилберг
- Артист (2011) реж. Мишель Хазанавичус
- Милая Фрэнсис (2012) – реж. Ноа Баумбак
- Рома (2018) реж. Альфонсо Куарон
Черно-белая классика кино
Метрополис (1927) – Реж. Фриц Ланг

Действие фильма разворачивается в антиутопическом будущем, где общество четко разделено — богатая элита живет в роскоши на земле, а угнетенные рабочие работают под землей, чтобы обеспечить город.
История рассказывает о Фреде — сыне правителя города, и Марии — сочувственном духовном лидере среди рабочих.
Когда безумный ученый создает роботизированную копию Марии, чтобы посеять хаос, Фредер и настоящая Мария работают вместе, чтобы объединить классы и предотвратить разрушение города.
“Метрополис” – один из самых выдающихся черно-белых фильмов в истории кино.
Благодаря своим новаторским визуальным эффектам, тщательно продуманным декорациям и визионерскому изображению футуристического города фильм установил стандарт для научно-фантастического жанра и повлиял на бесчисленное количество лент. А новаторское использование спецэффектов и монументальный масштаб закрепили за “Метрополисом” место знакового памятника немого кино и кинематографа начала 20 века.
Касабланка (1942) – реж. Майкл Кертис

Действие фильма происходит во время Второй мировой войны и рассказывает о Рике Блейне — циничном владельце ночного клуба в марокканском городе.
Жизнь Рика меняется, когда его бывшая любовница Ильза Лунд приезжает со своим мужем, лидером Сопротивления Виктором Ласло.
Когда пара просит Рика помочь им бежать в Америку, ему приходится столкнуться со своими давними чувствами к Ильзе и сделать выбор между личным счастьем и помощью в борьбе против нацистов.
“Касабланка” считается одним из лучших фильмов всех времен. Режиссер Майкл Кертис поднимает универсальные темы любви, самопожертвования и морального долга, а многогранные персонажи фильма, в частности Год в исполнении Гамфри Богарта и Ильза в исполнении Ингрид Бергман, стали кинематографическими иконами.
Сансет бульвар (1950) – реж. Билли Уайлдер

“Сансет бульвар” – это история об амбициях, одержимости и упадке в тени Голливуда.
По сюжету неудачник сценарист Джо Гиллис попадает в имение Нормы Десмонд — забытой звезды немого кино, которая живет в изоляции. Когда Норма становится одержимой Джо и его мечтами о славе в Голливуде, их отношения наполняются манипуляцией и трагедией, а кульминацией становится один из самых жутких финалов в кинематографе.
Операторская работа и в частности свет и тени в фильме усиливают жуткую, нуарную атмосферу. Резкие контрасты отражают психологическое напряжение и моральную неоднозначность, лежащие в основе сюжета.
Визуальный стиль усиливает упадок мира Нормы и призрачные остатки влияния немого кино, делая фильм острой критикой мимолетной славы Голливуда и его отношения к стареющим актерам.
12 разгневанных мужчин (1957) реж. Сидни Люмет

“12 разгневанных мужчин” – это напряженная судебная драма, события которой полностью разворачиваются в одной комнате.
Двенадцать присяжных должны решить судьбу молодого человека, обвиняемого в убийстве.
Поначалу дело кажется однозначным, большинство считает, что обвиняемый виноват. Однако присяжный №8 начинает подвергать сомнению доказательства, что приводит к жарким прениям и заставляет присяжных столкнуться с собственными предубеждениями и моральными ценностями.
Черно-белая кинематография фильма работает на усиление напряженной, клаустрофобной атмосферы.
Резкие контрасты и тени отражают четкое разделение между виной и невинностью, а также моральное и психологическое напряжение между присяжными. Отсутствие цвета работает на универсальный характер тем фильма, выходящих за пределы расы, класса и времени.
Визуальная простота отражает фокус ленты на диалогах и характерах персонажей, что делает “12 разгневанных мужчин” вневременное исследование справедливости, групповой динамики и человеческих ошибок.
Психо (1960) реж. Альфред Гичкок

Прорывной психологический фильм ужасов, рассказывающий о Марион Крейне — женщине, которая присваивает деньги и убегает к отдаленному мотелю, где знакомится с таинственным владельцем Норманом Бейтсом.
Заселившись в мотель, Марион исчезает, и детектив по имени Арбогаст начинает ее поиски. Впоследствии выясняется, что раздвоение личности Нормана под влиянием его властной матери толкает его на ужасные поступки.
Черно-белая палитра фильма играет значительную роль в создании жуткой атмосферы, усиливая напряжение и саспенс на протяжении всего фильма.
Отсутствие цвета усугубляет психологический ужас, сосредотачиваясь на эмоциях персонажей и тревожных деталях их окружения.
Использование Хичкоком теней, яркого освещения и тщательного монтажа усиливает чувство ужаса и неуверенности, заставляя зрителей чувствовать себя в ловушке того же удручающего мира, что и герои.
Современные черно-белые фильмы
Плезантвиль (1998) реж. Гэри Росс

По сюжету, брат и сестра из современного мира – Дэвид и Дженнифер – загадочным способом переносятся в черно-белый мир ситкома 1950-х годов под названием “Плезантвиль”.
Сначала этот городок олицетворяет стерильную, идеализированную версию американской жизни, где все совершенное, но одновременно монотонное, лишенное комплексности и эмоциональности.
Когда брат и сестра начинают знакомить жителей города с современными идеями, эмоциями и желаниями, в монохромный мир постепенно проникает цвет, символизирующий личностный рост героев, свободу и перемены.
Черно-белая форма представляет жесткие, репрессированные ценности 1950-х годов. Но когда персонажи начинают переживать “просветление” – через любовь, искусство и самовыражение – они буквально “становятся цветными”, что символизирует их пробуждение к индивидуальности и сложности жизни.
Список Шиндлера (1993) реж. Стивен Спилберг

Фильм рассказывает настоящую историю Оскара Шиндлера – немецкого предпринимателя, спасшего более 1000 евреев во время Холокоста, устроив их на работу на свои фабрики.
Первоначально Шиндлер руководствовался стремлением к прибыли, но осознание зверств, происходивших вокруг него, превращает его в самоотверженного героя, рискующего жизнью, чтобы защитить своих еврейских рабочих.
Черно-белая стилистика напоминает документальный реализм кадров Холокоста, подчеркивая резкую жестокость и дегуманизацию той эпохи. Она убирает все, что могло бы отвлекать зрителей, сосредотачивая внимание на моральной и эмоциональной серьезности событий, в то же время создавая вневременную эстетику, подчеркивающую историческую значимость.
Девочка в красном пальто — одно из немногих цветовых использований в фильме — символизирует остающиеся незамеченными невинность и страдания жертв Холокоста. Ее красное пальто привлекает внимание к человеческим жертвам и знаменует собой поворотный момент в нравственном пробуждении Шиндлера.
Артист (2011) реж. Мишель Хазанавичус

Сюжет рассказывает о Джордже Валентине — популярной звезде немого кино, чья карьера начинает идти на убыль, когда индустрия постепенно переходит в эру звукового кино.
В то же время Пеппи Миллер — восходящая звезда нового мира разговорных фильмов — видит, что ее успех становится все более масштабным. Валентин борется с изменчивым ландшафтом кинематографа, терпит личные и профессиональные неудачи, но в конце концов его история становится историей искупления, поскольку он принимает новую эру из-за искренней сотрудничества с Пеппи.
Черно-белая эстетика “Артиста” служит сознательной данью уважения эпохе немого кино и усиливает ностальгический тон фильма.
Благодаря этому приему фильм отсылает в эстетику и стиль кинематографа начала 20-го века, что делает его прямым продолжением традиции немого кино.
Отсутствие цвета помогает сосредоточить внимание на игре актеров, в частности их экспрессии и языке тела, которые были важны для нарратива в немом кино.
Милая Фрэнсис (2012) – реж. Ноа Баумбак

Фильм рассказывает о жизни Фрэнсис Гелладей — 27-летней начинающей танцовщицы, живущей в Нью-Йорке. Фильм фиксирует ее личные и профессиональные трудности и поиски стабильности в быстро меняющемся мире. Этот фильм — драматический портрет молодой женщины, пытающейся найти свое место в мире.
Черно-белая стилистика фильма передает аутентичные эмоции главной героини. Отсутствие цвета позволяет зрителям сосредоточиться на переживаниях и отношениях Фрэнсиса, а также подчеркивает ее эмоциональное путешествие. Такое решение также связывает фильм с традициями французской “Новой волны” , которая часто использовала черно-белое кино, чтобы вызвать чувство реалистичности и спонтанности.
Рома (2018) реж. Альфонсо Куарон

Глубоко личный, полуавтобиографический фильм, действие которого происходит в Мехико в начале 1970-х.
История рассказывает о Клео — молодой женщине из коренных народов, которая работает горничной в семье среднего класса, переживает беременность и ряд других вызовов, связанных с личной жизнью.
Лента фокусируется на классовых, расовых и социальных изменениях, показывая интимную и часто тихую жизнь тех, кто служит другим.
Черно-белая кинематография добавляет фильм ностальгии и поэтичности. Эта эстетика не только отражает исторический период, но и придает картине почти сказочную атмосферу.
Использование черно-белого цвета также подчеркивает контрасты между разными социальными слоями, что повышает чувство реалистичности и интимности, позволяя зрителю глубже почувствовать личный опыт Клео.